Сейчас при расчете стоимости полиса ОСАГО учитываются четыре параметра, касающихся возраста водителя и стажа управления:
- возраст до 22 лет + стаж вождения меньше 3 лет — коэффициент 1,8;
- возраст до 22 лет + стаж больше 3 лет — 1,6;
- возраст старше 22 лет + стаж вождения менее 3 лет — 1,7;
- возраст старше 22 лет + стаж более 3 лет — 1,0.
То есть даже водитель с двадцатилетним стажем не получает никакой скидки за свои навыки.
Банк России предлагает, с одной стороны, «премировать» опытных и возрастных водителей дополнительной скидкой и «дисциплинировать» молодых и неопытных повышающим коэффициентом.
Материалы по теме
Минфин РФ готовит очередные поправки к Закону об ОСАГО
К примеру, для водителя 35–39 лет со стажем управления больше 14 лет предлагается скидка 17% (коэффициент 0,83), тогда как сейчас никаких скидок для таких автовладельцев нет (коэффициент 1).
Молодым и без опыта придется платить больше. 25-летний водитель даже с пятилетним стажем заплатит за полис по повышающему коэффициенту (1,31 вместо сегодняшней «единицы»). Полис станет на 31% дороже.
В Банке России ссылаются на статистические исследования аварийности за весь период действия обязательного страхования. У возрастных водителей с большим стажем показатели аварийности во много раз меньше, чем у молодых и менее опытных.
В Российском союзе автостраховщиков предложение регулятора поддержали. По мнению представителя РСА, в итоге средняя премия по ОСАГО останется на прежнем уровне. Изменится лишь принцип оплаты. Если сейчас опытные водители, по сути, платят за молодых, которые чаще попадают в аварии, то в новой системе вектор сменится.
Если ты давно за рулем автомобиля и не попадаешь в аварии — получаешь солидную скидку. Молодые же водители, не имея достаточного опыта, будут платить больше. При этом расчеты станут более справедливыми.
«Предложение ЦБ по изменению коэффициентов — отличный способ сэкономить на стоимости полиса ОСАГО тем водителям, которые ездят аккуратно и долго», — считает Андрей Кинякин, партнер Akteon Strategy Consulting.
«Что касается аспекта убыточности системы ОСАГО, то здесь вряд ли будут какие-либо изменения. В среднем, объем поступающих премий останется на прежнем уровне. Думаю, что этот шаг абсолютно оправдан и сделан для повышения прозрачности расчетов повышающих и понижающих коэффициентов, на некорректность которых в ЦБ поступило большинство жалоб автовладельцев», — пояснил Кинякин.
По мнению эксперта, подобный подход позволит стимулировать молодых водителей. Ездить аккуратно и не попадать по своей вине в аварии станет выгодно экономически. Соответственно, и аварийность на дорогах снизится.
Предложение Банка России по изменению расчета стоимости ОСАГО
Стаж, лет |
0 |
1 |
2 |
3–4 |
5–6 |
7–9 |
10–14 |
более 14 |
Возраст, лет |
||||||||
16–21 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
||||
22–24 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
1,55 |
|||
25–29 |
1,8 |
1,8 |
1,78 |
1,52 |
1,31 |
1,22 |
1,16 |
|
30–34 |
1,66 |
1,64 |
1,52 |
1,3 |
1,12 |
1,05 |
0,99 |
0,93 |
35–39 |
1,48 |
1,46 |
1,35 |
1,15 |
0,99 |
0,93 |
0,88 |
0,83 |
40–49 |
1,37 |
1,35 |
1,25 |
1,07 |
0,92 |
0,86 |
0,82 |
0,76 |
Старше 49 |
1,18 |
1,17 |
1,08 |
0,92 |
0,79 |
0,74 |
0,71 |
0,66 |
- Напомним, ранее в Минфине предложили давать скидку на ОСАГО дисциплинированным водителям.
- Бумажные бланки ОСАГО в скором времени могут уйти в прошлое.
Фото: Донат Сорокин/ТАСС