Каждый топливный оператор должен решить, как он будет осуществлять транспортировку нефтепродуктов на АЗС. Варианта два: либо нанять посредника со своим транспортом, либо создавать собственный парк автоцистерн. Если владелец АЗС принимает решение создавать автопарк, важно также определиться, покупать б/у транспорт из Европы или заказывать новые машины.
Естественно, бензовоз – это не дешевая машина, и многие операторы АЗС пытаются сэкономить, покупая цистерны, которым более 15 и даже более 25 лет. Как рассказал в ходе конференции UPM-2018 руководитель отдела продаж и маркетинга «Эверласт» Дмитрий Коваленко, так поступает большинство тех, кто завозит автоцистерны разных типов из-за рубежа. Коваленко со ссылкой на данные таможенной службы сообщил, что в 2017 году в Украину было ввезено 1075 автоцистерн разных типов. Из них большая часть – это транспорт возрастом от 16 до 25 лет – 433 единицы. Кроме того, 135 импортированных цистерн имели возраст более 26 лет, и лишь 217 – до 1 года. Другими словами, в структуре импорта порядка 53% составляют автоцистерны, которые находились в эксплуатации полтора десятка лет и более. Схожая динамика наблюдалась и в 2016 году, и в первом полугодии текущего года. Совокупно с начала 2016 года по июль 2018 года в Украину было ввезено почти 2,5 тыс. цистерн, из которых 42% имеют возраст 16–25 лет, еще 12% – более 26 лет.
Низкая цены на автоцистерны из ЕС, которым более 15 лет, привлекает покупателей, но действительно ли на этом можно сэкономить? Как считают украинские производители, ответ на этот вопрос – отрицательный. По словам Коваленко, цистерны, которым 16–25 лет, как правило, уже прошли более 1 млн км. «В нашем понимании это металлолом, который отработал свой ресурс», – отметил Коваленко.
Конечно, многие их них можно эксплуатировать на протяжении какого-то периода времени, однако он не определен и никем не гарантирован. К тому же бывшая в эксплуатации техника требует дополнительных финансовых вложений – в ремонт, ребрендинг и т. д. В итоге, купив подержанную технику вместо новой, можно проиграть. Барону Ротшильду часто приписывают фразу: «Я не настолько богат, чтобы покупать дешевые вещи». В русском же есть пословица: «Скупой платит дважды». Обе выражают мысль о том, что желание сэкономить может привести к обратному эффекту.