В бумажном извещении о ДТП более чем 100 пунктов на нескольких страницах, которые следует аккуратно заполнить, но все это в скором времени можно будет сделать и в электронном виде. В 2018–2019 годах должен появиться новый механизм оформления мелких аварий с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО». То есть участники аварии будут фотографировать все обстоятельства аварии и заполнять данные в специальном приложении на мобильном телефоне. Подтверждать обстоятельства аварии участники смогут с помощью простой электронной подписи, а личности водителей будут проверять по данным страховщиков и МВД в онлайн-режиме, сообщает «КоммерсантЪ».
О разработке мобильного приложения, которое сделает процедуру оформления аварии по европротоколу удобнее и быстрее, Банк России рассказал еще в октябре 2017 года. Сейчас создана рабочая группа из Банка России, Минкомсвязи, МВД, Российского союза автостраховщиков и страховых компаний, участники которой проработают нормативную базу для внедрения нового механизма страхового возмещения по ОСАГО. Необходимо законодательно утвердить статус электронного извещения о ДТП. Сейчас юридически значимым документом является бумажная версия.
Чтобы механизм работал, нужна, прежде всего, устойчивая интернет-связь, поэтому обкатывать новый способ оформления аварии будут в 2018–2019 годах в Москве. По итогам тестирования Банк России сделает вывод о возможности распространения нового механизма по всей России.
В Российской союзе автостраховщиков опасаются, что при использовании мобильного приложения могут активизироваться мошенники, и считают, что простой электронной подписи недостаточно. Страховщики предлагают разрешить авторизацию в приложении только через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). ЕСИА используется сегодня для идентификации 56 млн пользователей портала госуслуг РФ (пользователи вводят пароль и логин). Кроме того, есть опасения, что электронный европротокол ляжет дополнительным бременем на информационную систему АИС РСА, которая и сейчас с трудом справляется с возложенными на нее нагрузками, и страховщики ранее уже заявляли о необходимости ее реконструкции.
Сейчас у РСА есть собственное мобильное приложение «ДТП Европротокол», которое позволяет передавать фотографии с места аварии в информационную базу АИС РСА. Но заполнять извещение о ДТП при этом все равно нужно вручную.
Напомним, с помощью европротокола можно оформить аварию без участия сотрудников ГИБДД, если столкнулись не более двух транспортных средств, в результате аварии не нанесен ущерб жизни и здоровью водителей, пешеходов и пассажиров, если у участников происшествия нет разногласий относительно его обстоятельств, а ущерб транспортному средству не превышает 50 тыс. рублей.
В европротоколе предусмотрено, что если ДТП произошло в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, лимит выплат может быть расширен до 400 тыс. рублей, если факт аварии зафиксирован с помощью фото- или видеосъемки, есть данные о положении транспортных средств при аварии, зафиксированные с помощью технологий глобальных спутниковых навигационных систем, однако этот механизм пока не работает.
- Число аварий, оформленных по европротоколу, медленно, но все же растет. Так, недавно страховщики отчитались, что с начала года 389 тыс. человек обратились с заявлениями о выплате в рамках прямого возмещения убытков при оформлении аварии по европротоколу.
- Недавно в редакции «За рулем» прошел онлайн-семинар на тему, как правильно оформить европротокол. Видеотрансляцию можно посмотреть по ссылке.
Фото: depositphotos.com