Архив за Статьи

ОСАГО: теперь проблемы у мотоциклистов

Сначала проблемы с оформлением ОСАГО испытывали лишь жители токсичных регионов, то есть тех, где развернули бурную деятельность автоюристы. Потом их ряды пополнили собственники автобусов и таксисты, которые считаются убыточной категорией.

И вот теперь изгоями в страховых компаниях стали мотоциклисты, пишет «Российская газета». В немногих из них удается с ходу, без проволочек приобрести полис «автогражданки» — посылают либо в центральный офис, либо навязывают допуслуги, например, страхование жизни или квартиры, тогда и ОСАГО оформят сразу. Мотоциклисты жалуются друг другу на различных форумах, что безрезультатно обивают пороги офисов различных страховых компаний. Но ведь таким образом страховщики наказывают не столько мотоциклистов, сколько автомобилистов, ведь чаще всего столкновения происходят именно с автомобилями. На форумах байкеры советуют друг другу вообще не страховаться, раз такое дело. Штраф за отсутствие полиса всего 800 рублей, а ведь сначала нужно поймать этого мотоциклиста, чтобы выяснить, что у него нет страховки. Но тогда пострадавшему придется ремонтировать машину за свой счет, ведь у мотоциклиста нет страховки, может не оказаться и денег, и их потом придется взыскивать с него через суд. Да и пострадавший пешеход тоже будет вынужден платить за лекарства из своего кармана, а на судебную тяжбу могут уйти месяцы.

Между тем договор ОСАГО является публичным и официально страховщик не может отказать в его заключении. Страхователь вправе обратиться с письменным заявлением о заключении договора, и страховщик обязан его рассмотреть в течение месяца. Если письменное заявление подано, представлены все документы, то через месяц он обязан заключить договор. Для подстраховки лучше сделать аудио- или видеозапись, чтобы в случае отказа можно было пожаловаться в РСА или Центробанк.

Есть и другой способ, напоминает издание, если «автогражданку» навязывают с допами, не спорить и застраховаться вместе с ними, а потом воспользоваться «периодом охлаждения», который позволяет отказаться от ненужных допуслуг в течение 10 рабочих дней, оставив при этом действующий полис ОСАГО.

В связи с такой ситуацией байкерам советуют заняться оформлением полиса хотя бы за месяц до того, как они соберутся сесть за руль мотоцикла. И напоминают, что при заключении договора ОСАГО страховщик вправе потребовать предоставления транспортного средства на осмотр, это закону не противоречит.

Можно также попробовать заключить договор и в электронном виде, зарегистрировав на сайте страховщика личный кабинет и заполнив заявление о заключении договора. Если и это не получится по каким-то причинам, можно заключить договор на площадке РСА, воспользовавшись системой «Е-Гарант». Правда, в этом случае страховая компания, с которой предложат заключить договор, определяется по номеру паспорта транспортного средства методом случайной выборки.

  • По самым скромным прикидкам, около 3 млн автомобилистов ездят вообще без полиса ОСАГО, а сколько таких среди мотоциклистов, наверно, вообще невозможно определить.
  • Если в результате ДТП пострадала уже поврежденная деталь, вправе ли владелец рассчитывать на компенсацию? В этом разбирался наш автор.

Фото: ТАСС

Роскомнадзор парализовал продажи e-ОСАГО

О том, что покупатели электронных полисов «автогражданки» столкнулись с проблемами, сообщил Российский союз автостраховщиков (РСА): за сегодняшний день сервис «Е-Гарант» был недоступен как минимум четыре раза.

«РСА информирует, что в настоящий момент наблюдается проблема с работой сервиса защиты от спама Google reCAPTCHA ввиду блокировки Роскомнадзором IP-адресов компании Google. В связи с этим наблюдаются проблемы с прохождением авторизации в модуле для обращения граждан и подсистеме Е-Гарант», — сообщила пресс-служба РСА.

Система «Е-Гарант» используется при технических неполадках на сайтах самих страховщиков. Покупатель полиса перенаправляется на сайт РСА, где страховая компания выбирается по номеру ПТС транспортного средства. Так, нагрузка на страховые компании в токсичных регионах распределяется равномерно, а у покупателей нет проблем с приобретением полиса.

При этом каждый час ситуация только ухудшается: продажи электронных полисов упали более чем в 10 раз, с 300 до 40 в час.

Роскомнадзор объяснил блокировки тем, что Google не выполняет требования по блокировке мессенджера Telegram на территории России, позволяя ему использовать IP-адреса компании.

По данным РСА, за первые три месяца этого года продажи полисов ОСАГО в электронном виде выросли в 4,5 раза, до 3,4 млн штук. Их доля в общем объеме продаж «автогражданки» составила 40%.

По итогам января месяца 2018 года лидерами по заключению договоров ОСАГО в электронном виде стали Москва, Московская, Свердловская область, Санкт-Петербург, Новосибирская, Воронежская области, Приморский край, Дагестан, Самарская область, Краснодарский край.

  • Ранее на невозможность диагностики из-за блокировок Роскомнадзора пожаловались российские дилеры Volvo.
  • В РСА подсчитали, что в России без полисов ОСАГО ездит около трех миллионов водителей.

Фото: depositphotos.com

По ОСАГО стали платить меньше. Но страховщики опять грустят

В январе-марте этого года средняя выплата по ОСАГО составила 64 225 рублей, это на 13% меньше, чем годом ранее. В Российском союзе автостраховщиков снижение выплат связывают с более широким применением натурального возмещения, когда пострадавшему не выплачиваются деньги, а его автомобиль направляется на ремонт. В ряде регионов доля таких выплат уже превысила 40%.

«Как правило, страховщики стараются более активно применять натуральное возмещение именно на тех территориях, где наиболее активны криминальные автоюристы, таким образом, они отсекаются от возможности дополнительных накруток на выплату через суды», — заявил президент РСА Игорь Юргенс.

Впрочем, страховщики не особо довольны: вместе со средней выплатой снизилась и средняя стоимость полиса. В январе-марте она составила 5769 рублей, это на 2% меньше, чем годом ранее. Юргенс связывает это с ростом числа автовладельцев, имеющих скидку на ОСАГО по КБМ (коэффициент бонус-малус).

  • Вскоре «автогражданка» может подорожать: при расчете стоимости полиса будет учитываться новый коэффициент.
  • В начале года РСА назвал самые проблемные с точки зрения доступности ОСАГО российские регионы.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС

ОСАГО хотят отпустить «на свободу». ЦБ раскрыл детали

В документе, предложенном регулятором страхового рынка Банком России, прописаны меры для стабилизации ситуации в ОСАГО. Во-первых, будет реформирован коэффициент бонус-малус (КБМ, скидки и надбавки за «аварийность» водителя). Если сейчас КБМ рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО, то планируется перейти на годовой порядок расчета, что упростит его применение.

Второе нововведение — за каждым водителем будет закреплен один КБМ. Сейчас человек может иметь один КБМ как водитель и еще один — как владелец транспортного средства. К моменту вступления в силу этих поправок всем водителям, за которыми числится более одного КБМ, присвоят наименьшее из имеющихся в базе значений.

Если речь об организации, то юридическому лицу присвоят единый коэффициент бонус-малус для всех машин в автопарке, это должно упростить проведение конкурсов на заключение договоров ОСАГО. Будет расширен коридор базовых ставок страхового тарифа. Нижняя граница коридора снижается для всех видов транспортных средств на 20%, а верхняя — для мотоциклов и мотороллеров снизится на 10,9%, для легковых автомобилей юридических лиц — на 5,7%. Для остальных категорий транспортных средств верхнюю границу повысят на 20%. Новации также коснутся коэффициента страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя, допущенного к управлению транспортным средством (КВС). Этот коэффициент будут рассчитывать более детально, если сейчас оценка водителя идет по 4 параметрам, то предлагается ввести 50. При этом для опытных водителей среднего и старшего возраста значения коэффициента водительского стажа будут снижены, а для молодых и неопытных — повышены (в пределах 4,5%).

Если обобщить, то новая цена полиса ОСАГО для усредненного водителя вырастет на 2 тыс. руб. (до 7,8 тыс. руб.), а для молодого и неопытного на мощном авто из убыточного для страховщиков региона — на 6 тыс. рублей (с 25 тыс. до 31 тыс. руб).

В Центробанке подчеркивают, что этот документ — первый шаг на пути к индивидуальным тарифам. В документе говорится, что необходимость реформ назрела: на рынке обязательного страхования наблюдается высокая убыточность, а в связи с этим снижается доступность страховых услуг. Сейчас на рынке ОСАГО остается 55 страховщиков, на старте «автогражданки» их было более 200. Публичное обсуждение проекта предлагается завершить до 20 июня, после чего начнется процедура официального согласования, и станет ясно, когда он будет узаконен. Документ вступит в силу спустя 10 дней после официального опубликования.

  • Ранее в Центробанке подсчитали, сколько дополнительно заработают страховщики от расширения тарифного коридора. Получилось около 15 млрд рублей.
  • Приблизительно понятно, где полисы ОСАГО подорожают больше всего. В «зоне риска» порядка 20 регионов.

Фото: Depositphotos

Выплаты по ОСАГО упали в полтора раза. А страховщики все недовольны

Это в полтора раза меньше, чем в январе-марте прошлого года, когда по ОСАГО страховые компании выплатили 52 млрд рублей. При этом сборы премий упали не так критично, всего на 4,6%, до 46 млрд рублей. А число выданных полисов и вовсе сократилось всего на 1,3%, до 7,9 млн штук.

Как выяснилось, такое изменение статистики связано с деятельностью на рынке крупных страховщиков.

Самые сильные изменения в структуре выплат произошли у «Росгосстраха», выяснило РБК. Если в 2017 году на эту компанию приходилось почти 40% всех выплат и она занимала четверть рынка, то в этом показатели упали до 19% и 9,8% соответственно. Связано это с санацией ФК «Открытие», под которую попала и эта компания.

Впрочем, без учета «Росгосстраха» выплаты все равно снизились, но на 15%, до 25 млрд рублей, а сборы премий выросли на 13,6%, до 42 млрд рублей.

Эксперты говорят, что статистика Центробанка не отражает реальной ситуации на рынке и сегмент ОСАГО по-прежнему убыточен, так как действия одного страховщика могут повлиять на статистику в целом.

Российский союз автостраховщиков в своей статистике утверждает, что сумма выплат по ОСАГО сократилась по отношению к прошлому году на треть, до 33,5 млрд рублей, а сборы премий упали на 4%, до 46,4 млрд рублей.

  • Страховщики добиваются полной либерализации рынка ОСАГО. Минфин назвал примерные сроки, когда тарифы «отпустят в свободное плавание».
  • С конца августа тарифный коридор ОСАГО будет расширен. Это приведет к подорожанию средней стоимости полиса.

Фото: Донат Сорокин/ТАСС, коллаж «За рулем»

На вашу машину страховщики поставят б/у запчасти. И вас не спросят

Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев рассказал, что возможность использовать при ремонте старые запчасти без согласования с владельцем — одна из приоритетных инициатив страховщиков. При внедрении натуральной формы возмещения ущерба страховые компании столкнулись с тем, что автопарк в регионах сильно изношен и использовать новые запчасти либо невыгодно самой станции, либо страховщику. Поэтому станции соглашаются брать на ремонт только более-менее новые машины.

По нынешним правилам при ремонте любого автомобиля можно использовать только новые запчасти, а бывшие в употреблении — только с согласия владельца. Поэтому страховщики и пытаются легализовать ремонт старыми запчастями, сообщает «Интерфакс».

Внести такую поправку можно будет после согласования с регулятором, включив ее в одну из двух планируемых к рассмотрению законодательных инициатив по ОСАГО — по отмене запрета на перестрахование в «автогражданке» и увеличению страховых сумм (выбор из трех вариантов — 500 тыс. рублей, 1 млн рублей, 2 млн рублей).

  • Закон о приоритете натурального возмещения в «автогражданке» вступил в силу с 28 апреля 2017 года.
  • Расширение тарифного коридора по ОСАГО решили отложить на осень. В Банке России объясняют это техническими причинами, но уверяют, что изменения не отменяют, а лишь «сдвигают».

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Новое ограничение для автовладельцев — спасибо страховщикам

Страховые компании борются с автоюристами, выкупающими права требований выплат по ОСАГО уже несколько лет, но пока суды в большинстве случаев по-прежнему встают на сторону юристов, из-за чего страховщики несут убытки, так как помимо компенсации ущерба им приходится выплачивать штрафы и пени.

Российский союз автостраховщиков (РСА) направил в Минфин свои новые предложения по реформе ОСАГО. В них они предлагают ограничить пятью днями возможность обращения в страховую компанию с заявлением о получении компенсации по «автогражданке».

Сегодня такое ограничение действует лишь для ДТП, оформленных по европротоколу, то есть без участия сотрудников полиции. Однако, по данным РСА, к упрощенной схеме прибегает чуть более трети всех заявивших о выплате компенсаций по ОСАГО.

В РСА говорят, что пятидневный срок ограничит возможности для мошенничества. Как заявил газете «Ведомости» исполнительный директор союза Евгений Уфимцев, норма позволит избежать случаев, когда убыток заявляется через год-полтора после страхового случая. Именно к такой схеме прибегают автоюристы и мошенники. Чтобы получить выплату по заявлениям, поданным в страховые компании по истечении пяти дней, придется доказать, что возможности заявить убыток в срок не было.

В страховых компаниях с воодушевлением встретили предложение РСА. Некоторые страховщики даже объясняют меру заботой о клиенте: чем быстрее будет произведена выплата, тем оперативнее удастся устранить повреждения. А вот эксперты говорят о том, что такое требование абсурдно и страховщики попросту пытаются искусственно сократить свои убытки по ОСАГО, так как часть автовладельцев не будет укладываться в пятидневный срок. По словам президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, сегодня большинство автовладельцев обращаются в страховую компанию в течение двух месяцев, а срок исковой давности по ОСАГО составляет три года.

  • Ранее РСА предложил чинить автомобили б/у запчастями, не спрашивая на это разрешения автовладельца.
  • В этом году будет расширен тарифный коридор по ОСАГО. Изначально это планировалось сделать в конце августа, но затем сроки перенесли на осень.

Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС

За ОСАГО в соседний регион: 6 главных проблем при оформлении «автогражданки»

Авторы исследования пытались самостоятельно приобрести электронный полис ОСАГО в 46 регионах (298 попыток) и опросили 2345 автовладельцев, которые приобретали полис в этом году. Главный вывод: в некоторых регионах сохраняется недоступность «автогражданки».

Так, почти в половине случаев (59%) при попытке купить полис ОСАГО через сайт страховщика возникали проблемы: сайт зависал, предлагал перейти на сайт РСА, не получалось загрузить документы или ввести проверочный код.

Также представители ОНФ лично посещали офисы страховых компаний и сталкивались с тем, что при попытке купить полис ОСАГО им навязывались дополнительные услуги. Чаще всего это было допстрахование (жизни, здоровья или имущества), на втором месте — платный техосмотр у страховщика, следом идет плата за помощь при оформлении электронного полиса ОСАГО.

В ряде регионов страховщики и вовсе отказываются заключать договоры страхования автогражданской ответственности для некоторых категорий. Владельцам мотоциклов и автомобилей такси приходится для этого ездить в соседний регион. Такая ситуация возникла, например, в Новосибирской области, Бурятии, Башкирии.

У почти половины автовладельцев возникли претензии к тому, как страховые компании рассчитывают коэффициент «бонус-малус», но при этом лишь четверть из них знает, как действовать в случае, если страховщик рассчитал его неверно.

Наконец, подавляющее большинство опрошенных автовладельцев отрицательно отозвались о грядущей реформе ОСАГО. Большинство из них говорят о том, что это лишь очередной способ поднять цены (52,7%). Поддерживают реформу всего 3,3%, а 15,4% понимают, что без реформы не обойтись, но считают, что потребитель должен быть сильнее защищен — выплаты надо сделать справедливее.

Выводы Фронта неутешительны:

  • Несмотря на то, что продажи электронных полисов ОСАГО стали обязательными, в «токсичных» для страховщиков регионах все равно возникают проблемы с его приобретением.
  • Системы «Единый агент» и «Е-Гарант» повысили доступность полисов, но имеют недостатки. Например, предлагаемая страховая компания может быть мало известна и не иметь удобного представительства в регионе.
  • Практика навязывания дополнительных услуг в точках продаж офисов никуда не делась и необоснованно увеличивает стоимость «автогражданки».
  • Страховщики по-прежнему стараются не продавать полисы ОСАГО в офисах проблемных регионов, создавая искусственные препятствия: длительные процедуры, очереди, запись и проч. В ряде регионов страховщики отказываются страховать ответственность владельцев мотоциклов и такси.
  • Большое количество жалоб на несправедливый расчет коэффициента бонус-малус говорит не только о технических проблемах, но и об умышленных действиях страховщиков, рассчитанной на плохую информированность автовладельцев.
  • В России негативно относятся к реформе ОСАГО, но около пятой части автовладельцев понимают ее необходимость. При этом граждане хотят от реформы большей справедливости и защищенности для потребителя.

По данным службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг, за прошлый год в ведомство было направлено 90,4 тыс. жалоб на страховые компании, из которых 86% приходится на обращения, связанные с ОСАГО. Чаще всего страхователи жалуются на неверное применение коэффициента «бонус-малус» (КБМ), проблемы с оформлением полиса в электронном виде (e-ОСАГО), отказы страховщиков в заключении договора и навязывание дополнительных услуг.

  • Страховщики хотят ставить на ремонтируемые по ОСАГО автомобили б/у запчасти не спрашивая на это согласия автовладельца.
  • Осенью тарифный коридор ОСАГО будет расширен. Это неминуемо приведет к подорожанию полисов «автогражданки».

Фото: Depositphotos.com

Цена ОСАГО пока останется прежней: Центробанк вдруг засомневался

С 1 сентября этого года тарифный коридор ОСАГО планировалось расширить на 20% с нынешних 3432–4118 рублей до 2746–4942 рубля. В результате средняя стоимость полиса выросла бы с 5800 до 7500 рублей. При этом эксперты говорили, что реальная стоимость «автогражданки» выросла бы куда серьезнее, так как ни одна крупная страховая компания не пошла бы по нижней границе тарифного коридора.

В июле этого года Центробанк перенес сроки расширения коридора, объяснив это «техническими причинами» Но теперь в ведомстве задумались о том, насколько нужно расширять коридор и нужно ли это вообще. Связано это с тем, что в этом году серьезно снизилась убыточность ОСАГО для страховых компаний. Поэтому ЦБ решил провести дополнительные исследования рынка и только тогда принимать окончательное решение.

«Мы сейчас проводим повторное актуарное исследование. У нас поменялась немножко ситуация на рынке, это все знают. Это серьезный тренд, мы не можем его не учитывать, — цитирует ТАСС замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Светлану Никитину. — Это вопрос понимания, [20% расширение коридора] — это потолок, не потолок, какие там есть тенденции. Нам надо иметь нормальное представление — насколько эта тенденция сохранится, чем она вызвана. Рынок чувствительный, рынок, имеющий социальную составляющую. Поэтому в любом случае требуется какая-то основа».

Сроки проведения исследований Никитина не уточнила, отметив лишь, что ЦБ постарается провести их максимально быстро. Вероятнее всего, новый тарифный коридор будет утвержден во время второго этапа либерализации рынка ОСАГО, когда будут пересмотрены некоторые коэффициенты.

По статистике ЦБ, за первое полугодие выплаты по ОСАГО снизились на 36% до 66,5 млрд руб., тогда как сборы упали всего на 2% до 107 млрд руб. По статистике Российского союза автостраховщиков, в январе-июне этого года средняя выплата по ОСАГО сократилась на 16% до 64 553 рублей, а средняя премия страховой компании упала на 1,2% до 5673 рублей.

  • Страховщики предлагают ставить без согласований на ремонтируемые автомобили б/у запчасти.
  • Недавно были внесены изменения в правила ОСАГО. Теперь электронный полис начинает действовать только через три дня после его приобретения.

Фото: Depositphotos.com

ОСАГО: пряников не ждите! Страховщики высказались по поводу реформы

Парламентские слушания реформы завершились вчера обсуждением в Совете Федерации, после чего Российский союз автостраховщиков (РСА) собрал экстренную пресс-конференцию. На ней глава РСА Игорь Юргенс и исполнительный директор союза Евгений Уфимцев рассказали, с какими предложениями страховщики согласны, а с какими нет.

Привязка полиса к водителю

Это одно из важных предложений, прозвучавших в ходе обсуждения реформы. Аргумент простой — автовладелец физически не может ездить на всех имеющихся у него машинах одновременно, потому было бы логичным привязать полис к водителю, а не к машине. Игорь Юргенс говорит о том, что в большинстве регионов приходится около 400 автомобилей на тысячу граждан, то есть одним автомобилем пользуются три человека, у которых есть водительские права.

«Покупать, например, жителям Омска не одну страховку за 4 тысячи на один автомобиль, а три полиса по 4 тысячи рублей на каждого водителя — наверное, неправильно. Поэтому в перспективе, когда будет наработана база и предоставлена более широкая возможность страховщикам применять скидки за стиль и характер вождения, за существующий пробег, эту тему можно будет обсуждать, но пока это только перспектива», — пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Видеозапись приобретения полисов

ЦБ и Минфин хотят сделать обязательной видеозапись оформления договоров «автогражданки». Это должно помочь избежать случаев навязывания дополнительных услуг, а также отказов в продаже полисов под разными предлогами. В РСА не согласны и с этим предложением, утверждая, что затраты на организацию данного процесса будут слишком высокими для страховых компаний. В качестве аргумента они приводят тот факт, что и сегодня у потребителя есть право фиксации на фото, видео и аудио процесса заключения договора или написания жалобы. Кроме того, для переоборудования офисов их придется закрыть на некоторое время, что ударит по доступности ОСАГО.

Борьба с водителями

Единственное, с чем согласились страховщики, так это с необходимостью усиления борьбы с теми, кто ездит без «автогражданки». Сегодня водитель сам вынужден собирать все документы и судиться с виновником для получения компенсации. Здесь в РСА готовы идти навстречу.

«Мы готовы совместно с Минфином и ЦБ обсудить вопрос, как же защитить пострадавшего, несмотря на нашу борьбу с нерадивыми водителями, которые не купили полис ОСАГО — они все равно останутся, они остаются в каждой стране», — заявил Уфимцев.

Впрочем, пока конкретные предложения сводятся только к увеличению штрафа за езду без полиса ОСАГО.

Подорожает ли ОСАГО?

Страховщики поддерживают расширение тарифного коридора на 20%, которое запланировал Центробанк. При этом в РСА говорят, что установление справедливого тарифа повысит доступность ОСАГО. Если сегодня около 16% автовладельцев сталкиваются с трудностями при покупке полиса, то после первого этапа либерализации, то есть расширения тарифного коридора, их число должно снизиться до 3–5%.

Глава РСА Игорь Юргенс признает что реформа должна быть аккуратной. «Если на первом этапе люди почувствуют: больно, то, может быть, второго этапа никогда и не будет», — заявил Игорь Юргенс.

В настоящее время ЦБ заканчивает актуарные исследования и готовится направить предложения по расширению тарифного коридора в Минюст. Так как процесс регистрации в Минюсте занимает около месяца, то новые тарифы будут введены не раньше ноября.

  • Страховщики предлагают ставить без согласований на ремонтируемые автомобили б/у запчасти.
  • Недавно были внесены изменения в правила ОСАГО. Теперь электронный полис начинает действовать только через три дня после его приобретения.

Фото: depositphotos.com