Архив за Статьи

Страховщики рассказали, где подешевеет ОСАГО


Стало известно, что до конца года Банк России направит в Минюст указание о расширении тарифного коридора в ОСАГО, а вступить в силу документ должен в 2019 году. Об этом в кулуарах форума Finopolis рассказал зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин, его слова передает ТАСС.

Но сначала все параметры реформы нужно, как он выразился, «дообсудить» с коллегами из Минфина, Госдумы, Совета Федерации и собственно страховщиками.

Потому что нужно видеть всю реформу в комплексе, а не только поправки, предложенные ЦБ и другими ведомствами, в том числе Минфином, которые предполагаются на втором этапе реформы. С этим не все просто, какие-то из них регулятор (Банк России) поддерживает, по некоторым возражает. Поэтому нужно согласовать все позиции. Очевидно, что в связи с этим принятие новых тарифов все время откладывается, сначала решение этого вопроса отодвинули с лета на осень, теперь — на начало следующего года.

Что касается самих страховщиков, которых подозревают в том, что при введении нового тарифного коридора они по максимуму задерут цены, те утверждают, что в «добросовестных» регионах (с низкой убыточностью) цены даже могут быть снижены, и назвали эти регионы. Это: Псковская, Рязанская, Орловская, Брянская, Новгородская, Калининградская, Сахалинская, Костромская, Удмуртская, Чувашская, Курская, Кировская, Томская, Саратовская и Калужская области, Забайкальский край, Ненецкий автономный округ, Республики Карелия, Мордовия, а также Саха (Якутия). Кроме того в РСА заявляют, что после проведения либерализации ОСАГО тарифы будут снижены примерно для 83% водителей. Но пока это лишь предположения, сейчас страховщики проводят анализ своих портфелей и об окончательном решении объявят позже.

  • А мы напомним суть предполагаемых изменений в ОСАГО, которые пройдут в два этапа. На первом этапе должен быть расширен на 20% тарифный коридор: диапазон составит 2746–4942 рублей вместо нынешних 3432–4118 рублей. Будет уточнена классификация водителей по стажу и возрасту — вместо нынешних пяти категорий водителей их будет 50. Эти поправки предложены Банком России.
  • На втором этапе предполагается из расчета стоимости ОСАГО исключить коэффициент мощности и территориальной коэффициент, а при расчете стоимости полиса учитывать количество нарушений водителем правил дорожного движения. Эти поправки предложены Минфином. Также на втором этапе предлагается расширить полномочия ЦБ, который сможет контролировать, чтобы страховщики не зарабатывали сверхприбыль на завышении тарифа. Среди новых идей ЦБ, которые могут воплотиться на втором этапе реформы — возможное введение полисов ОСАГО со сроком действия в один день, хотя у ряда экспертов эта норма и вызывает опасения.
  • Многие не верят заверениям страховщиков, что для добросовестных граждан тарифы останутся прежними или даже снизятся. Депутат Вячеслав Лысаков даже попросил президента приостановить реформу, чтобы детально разобраться со всеми поправками.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Названы имена водителей, которые чаще попадают в ДТП

Исследование провели аналитики Института риска «АльфаСтрахование», базой послужил массив из страховых случаев по ОСАГО за последние несколько лет. Среди мужчин чаще всего виновниками аварий становились водители с именами: Александр (8,77% от всех мужчин-виновников), Сергей (7,65%), Алексей (4,78%), Владимир (4,44%) и Андрей (4,32%). Также довольно часто виновником мог стать Дмитрий (4,16%), Евгений (3,16%), Николай (2,79%), Михаил (2,22%) и Юрий (2,03%).

Среди женских имен в лидерах Елена (7,68%), Ольга (6,26%), Татьяна (5,95%), Наталья (5,81%) и Ирина (5,61%). Также в десятку вошли женщины-водители с именами Юлия (4,56%), Светлана (4,43%), Екатерина (4,2%), Анна (4,06%) и Анастасия (3,1%).

По словам представителей института, в первую пятерку «аварийных» имен вошли водители в возрасте от 25 до 40 лет. Больше всего аварий произошло по вине водителей в возрасте от 29 лет до 31 года, 26–28 лет, 32–34 лет.

Доля страховых случаев в разрезе имен виновников ДТП*:

Мужчины

Количество виновников

Женщины

Количество виновников

1.

Александр

8,77%

Елена

7,68%

2.

Сергей

7,65%

Ольга

6,26%

3.

Алексей

4,78%

Татьяна

5,95%

4.

Владимир

4,44%

Наталья

5,81%

5.

Андрей

4,32%

Ирина

5,61%

6.

Дмитрий

4,16%

Юлия

4,56%

7.

Евгений

3,16%

Светлана

4,43%

8.

Николай

2,79%

Екатерина

4,20%

9.

Михаил

2,22%

Анна

4,06%

10.

Юрий

2,03%

Анастасия

3,10%

* По данным компании «АльфаСтрахование»

  • Ранее страховщики рассказали, где может подешеветь ОСАГО после расширения тарифного коридора.
  • В скором времени полис ОСАГО можно будет не возить с собой.

Фото: depositphotos.com

ОСАГО подорожает почти вдвое. Но для вас может и подешеветь!

В ведомстве заявили о том, что практически завершили последнюю актуарную проверку по рынку ОСАГО, из-за которой и было отложено расширение тарифного коридора на 20%. В Центробанке обратили внимание на снижение выплат по ОСАГО, и поэтому засомневались в том, что тарифный коридор нужно расширять. Но проверка показала, что средняя цена полиса вырастет всего на полтора процента.

Впрочем, на то она и средняя, что реальной картины не показывает, причем в Центробанке и не скрывают этого. ОСАГО серьезно подорожает в некоторых регионах для неаккуратных водителей и немного подешевеет для безаварийных.

«На сегодняшний день не очень аккуратный 20-летний житель Краснодарского края — это просто пример, — не имеющий стажа вождения и управляющий совсем не дешевой машиной Volkswagen Touareg, у которой мощность равняется 249 л.с., должен был бы платить в среднем 26 750 рублей справедливого тарифа. Сегодняшние правила ему позволяют установить цену не более 14 200 рублей, — цитирует ТАСС первого зампреда ЦБ Владимира Чистюхина. — В то же время аккуратный водитель, добропорядочный, из города Перми, без дорожно-транспортных происшествий, 49 лет, на Lada Granta — более распространенный автомобиль, 87 л.с., должен бы платить 3242 рубля, а у него минимальная возможная граница, установленная для такого страхователя, сегодня равняется 5919 рублей».

Получается, что для владельца Туарега «автогражданка» подорожает почти вдвое (+88%), а вот для пермского владельца Лады Гранты, который ездит без ДТП, подешевеет всего на 5%.

Владимир Чистюхин утверждает, что в страховых компаниях его заверили, что как минимум в 25 регионах тариф не будет рассчитываться по верхней границе.

  • Ранее страховщики рассказали, в каких регионах ОСАГО может подешеветь после расширения тарифного коридора.
  • О том, как может измениться цена ОСАГО после привязки стоимости к водителю, а не к владельцу, можно узнать из этого материала «За рулем».

Фото: Алексей Смышляев/ТАСС

Хорошие водители скидок по ОСАГО не получат. Пока, по крайней мере

Страховщики говорят о том, что готовы давать скидки безаварийным водителям за счет повышения тарифов для начинающих водителей и тех, кто часто попадает в аварии. При этом некоторые компании готовы это сделать в 90% регионов, где работают, другие — только в части, но в целом рынок готов.

Неготовым оказался Минфин, который и готовит поправки в Закон об ОСАГО, отменяющие коэффициент мощности с 1 сентября 2019 года и региональный коэффициент с 1 сентября 2020 года. Взамен фактором для расчета тарифов должно стать количество грубых нарушений водителем ПДД, а также увеличение коэффициентов возраст-стаж с пяти нынешних до пятидесяти.

Частью реформы является и расширение тарифного коридора на 20% в обе стороны. Здесь ответственен ЦБ, который планировал провести этот этап реформы еще в конце лета, но затем начал переносить сроки. Минфин не исключал, что оба этапа могут вступить в силу одновременно, пишут «Ведомости», но теперь этого не произойдет. В Центробанке теперь говорят, что тарифный коридор будет расширен в начале следующего года, но Минфин сможет внести свои поправки на рассмотрение Госдумы только в весеннюю сессию. Так что и предварительные сроки отмены коэффициента мощности могут сдвинуться.

  • Выплаты по ОСАГО продолжают снижаться, но страховщики по-прежнему говорят об его убыточности.
  • Отсутствие полиса «автогражданки» должны будут выявлять камеры фиксации нарушений ПДД. Но старт эксперимента в Москве пришлось отложить на неопределенное время.

Фото: depositphotos.com

Оформление европротокола переведут с бумаги на «смартфон»

В бумажном извещении о ДТП более чем 100 пунктов на нескольких страницах, которые следует аккуратно заполнить, но все это в скором времени можно будет сделать и в электронном виде. В 2018–2019 годах должен появиться новый механизм оформления мелких аварий с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО». То есть участники аварии будут фотографировать все обстоятельства аварии и заполнять данные в специальном приложении на мобильном телефоне. Подтверждать обстоятельства аварии участники смогут с помощью простой электронной подписи, а личности водителей будут проверять по данным страховщиков и МВД в онлайн-режиме, сообщает «КоммерсантЪ».

О разработке мобильного приложения, которое сделает процедуру оформления аварии по европротоколу удобнее и быстрее, Банк России рассказал еще в октябре 2017 года. Сейчас создана рабочая группа из Банка России, Минкомсвязи, МВД, Российского союза автостраховщиков и страховых компаний, участники которой проработают нормативную базу для внедрения нового механизма страхового возмещения по ОСАГО. Необходимо законодательно утвердить статус электронного извещения о ДТП. Сейчас юридически значимым документом является бумажная версия.

Чтобы механизм работал, нужна, прежде всего, устойчивая интернет-связь, поэтому обкатывать новый способ оформления аварии будут в 2018–2019 годах в Москве. По итогам тестирования Банк России сделает вывод о возможности распространения нового механизма по всей России.

В Российской союзе автостраховщиков опасаются, что при использовании мобильного приложения могут активизироваться мошенники, и считают, что простой электронной подписи недостаточно. Страховщики предлагают разрешить авторизацию в приложении только через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). ЕСИА используется сегодня для идентификации 56 млн пользователей портала госуслуг РФ (пользователи вводят пароль и логин). Кроме того, есть опасения, что электронный европротокол ляжет дополнительным бременем на информационную систему АИС РСА, которая и сейчас с трудом справляется с возложенными на нее нагрузками, и страховщики ранее уже заявляли о необходимости ее реконструкции.

Сейчас у РСА есть собственное мобильное приложение «ДТП Европротокол», которое позволяет передавать фотографии с места аварии в информационную базу АИС РСА. Но заполнять извещение о ДТП при этом все равно нужно вручную.

Напомним, с помощью европротокола можно оформить аварию без участия сотрудников ГИБДД, если столкнулись не более двух транспортных средств, в результате аварии не нанесен ущерб жизни и здоровью водителей, пешеходов и пассажиров, если у участников происшествия нет разногласий относительно его обстоятельств, а ущерб транспортному средству не превышает 50 тыс. рублей.

В европротоколе предусмотрено, что если ДТП произошло в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, лимит выплат может быть расширен до 400 тыс. рублей, если факт аварии зафиксирован с помощью фото- или видеосъемки, есть данные о положении транспортных средств при аварии, зафиксированные с помощью технологий глобальных спутниковых навигационных систем, однако этот механизм пока не работает.

  • Число аварий, оформленных по европротоколу, медленно, но все же растет. Так, недавно страховщики отчитались, что с начала года 389 тыс. человек обратились с заявлениями о выплате в рамках прямого возмещения убытков при оформлении аварии по европротоколу.
  • Недавно в редакции «За рулем» прошел онлайн-семинар на тему, как правильно оформить европротокол. Видеотрансляцию можно посмотреть по ссылке.

Фото: depositphotos.com

В ЦБ назвали сроки реформы ОСАГО

В Банке России считают, что страховщик должен сам смотреть на плотность населения, качество дорог и оценивать другие факторы, которые влияют на стоимость «автогражданки».

При этом изменения коэффициентов ЦБ начнет только в 2020 году. Первым будет пересмотрен территориальный коэффициент. При этом в ведомстве не исключают, что данный коэффициент останется.

«Возможно, место жительства будет и в будущем влиять на тариф, но это будет менее формально, чем сейчас. Этот вопрос прорабатывается. Отмена территориального коэффициента произойдет, видимо, уже в 2020 году», — сообщил в интервью «Российской газете» начальник управления надзора за деятельностью субъектов страхового рынка Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Кирилл Табаков.

Коснулся Табаков и темы отмены коэффициента мощности (зависит от мощности двигателя). По его словам, этот коэффициент также нуждается в пересмотре, но произойдет это, по всей видимости, только в 2021 году.

«Прошли те времена, когда автомобиль с мощностью 120 л.с. считался гоночным. По статистике, самые распространенные автомобили обладают мощностью от 71 до 100 л.с., а для них все еще действует повышающий тариф», — отметил представитель ЦБ.

После отмены коэффициента мощности страховые компании получат право изменить тариф в пределах 40%. По словам Табакова, страховщики могут, как повысить тариф, так и предоставить водителю скидку в пределах тех же 40%. В самом же Банке России будут рекомендовать устанавливать на автомобили телематические устройства, отслеживающие манеру езды водителя, длительность, частоту и периоды использования транспортных средств.

  • С апреля водители смогут сами выбирать страховую компанию при покупке полиса через системы «Единый агент» и «Е-Гарант».
  • Проверят наличие «автогражданки» с помощью камер начнут в 15 регионах, но дата запуска эксперимента пока не определена.

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Известны регионы, где полисы ОСАГО проверят с помощью камер

Первым из пилотных регионов, готовых начать проверку наличия действующего полиса ОСАГО с помощью установленных на улицах камер фото- и видеофиксации, станет Москва. Евгений Уфимцев рассказал, что такой эксперимент стартует уже в ближайшее время, впрочем, он уже несколько раз откладывался.

«Пока я не могу назвать точную дату, потому что это очень сложный и долгий процесс. Но могу сказать, что процесс подготовки подходит к концу, наша информационная система готова. Мы считаем важным синхронизировать 40 миллионов транспортных средств, наших баз с ГИБДД так, чтобы не было ошибок, чтобы не наказывать тех, у кого есть полис, но он не определился из-за сбоя», — сказал он.

РСА получил более 15 запросов от различных регионов РФ с просьбой подключить их к данному эксперименту. Помимо Москвы это Нижний Новгород, Великий Новгород, Челябинск, Республика Татарстан и ряд других.

Предстоит еще выполнить ряд условий, чтобы проверка стала более точной. Теперь для проверки наличия полиса ОСАГО недостаточно государственного номера, число параметров решено увеличить. Необходимы также данные ПТС и свидетельство о регистрации транспортного средства.

После запуска проверок в регионе водители, не имеющие полиса ОСАГО, будут вынуждены приобрести его в кратчайшие сроки. Страховщики настаивают, а ГИБДД их в этом поддерживает, чтобы не имеющих полиса водителей штрафовали столько раз, сколько они проедут под камерой, и это будет зафиксировано. Ранее высказывались предложения, что достаточно выписывать штраф один раз за сутки.

Чтобы избежать ошибок, постановление о штрафе станут выдерживать некоторое время. Работать это будет следующим образом. Не имеющий полиса ОСАГО автомобиль проехал под камерой, и она это зафиксировала. После данные попадают в базу потенциальных нарушителей и оседают там на 10 дней. После этого делается запрос в АИС РСА, чтобы выяснить, действительно ли нет полиса у водителя данного автомобиля, ведь за это время он вполне мог его оформить. Если по базе данных выяснится, что «автогражданки» по-прежнему нет, то только тогда водителю выписывают штраф. На сегодняшний день он составляет 800 рублей.

Для получения необходимой информации потребуется совместить данные нескольких баз — АИС РСА и федеральной информационной системы ГИБДД. Если пилотный проект покажет хорошие результаты, его распространят и в других регионах.

  • Летом в Москве в тестовом режиме уже опробовали систему проверки полиса ОСАГО с помощью камер. За один день проверили 4,5 млн машин, из них по 6% в базе данных не нашлось информации о наличии полиса.
  • В России начало работать бюро страховых историй, где собрана вся информация по конкретным страховым случаям, и можно отслеживать недобросовестных клиентов и попросту мошенников.
  • В декабре Банк России и Минфин утвердили предельные базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов по ОСАГО. Будет расширен тарифный коридор, полис привяжут к водителю и введут более гибкую систему коэффициента «возраст-стаж». Подробнее об этом в нашем материале.

Фото: ТАСС

Автоледи отсудила у мэрии компенсацию за упавший на машину столб

Инцидент произошел в начале июня прошлого года, когда Средний Урал оказался под властью мощного циклона. В результате воздействия ураганного ветра на припаркованный возле дома по улице Красной Ford Focus упали фонарный столб и ветки деревьев. Автомобиль получил значительные повреждения: две вмятины на передней правой стойке двери, разбитое лобовое стекло, вмятины и царапины на бампере, капоте и переднем правом крыле, а также отломанное правое зеркало заднего вида.

Согласно экспертному заключению, стоимость ремонта составила 70 500 рублей, их владелица решила взыскать с городской администрации и обратилась с этой целью в Ленинский районный суд Нижнего Тагила. Здесь она справедливости не добилась: суд не нашел подтверждений тому, что за деревьями на улице Красная не ухаживали, а также указал, что автомобиль получил повреждения потому, что был неправильно припаркован.

Женщина обратилась с апелляционной жалобой в Свердловский областной суд. На этой неделе судья огласил приговор: прежнее решение было признанно необоснованным и отменено. Судья принял во внимание тот факт, что жители дома по улице Красная передавали через Управляющую компанию в городскую администрацию просьбу о кронировании деревьев, но она осталась без ответа. Не нашло подтверждения и заключение о неправильной парковке автомобиля.

Согласно новому приговору, город должен возместить владелице Фокуса материальный ущерб в размере 70 500 рублей, расходы на оплату услуг эксперта — 3000 рублей и судебные расходы — 12 316 рублей. Итого по суду она получит 85 816 рублей.

  • Ранее на этой неделе владелец кроссовера Honda CR-V из Железногорска Красноярского края отсудил более 180 тысяч рублей за упавшую на машину сосульку.
  • Осенью прошлого года владелец универсала Subaru Outback из города Шарыпово Красноярского края отсудил у коммунальщиков 77 400 рублей компенсации за упавшую на машину ветку.

Фото: Полина Королева/Интерпресс/ТАСС

Нет проблем? Страховщикам и Набиуллиной предложили оформить е-ОСАГО с немосковской пропиской

Несмотря на заверения регулятора рынка и Российского союза автостраховщиков, электронный полис «автогражданки» в любом нестоличном регионе оформить очень трудно, утверждает председатель комитета Госдумы по труду, соцполитике и делам ветеранов Ярослав Нилов.

Депутат адресовал свое письмо главе РСА Игорю Юргенсу (текст есть в распоряжении «За рулем»). Он утверждает, что проблемы с оформлением электронного полиса ОСАГО для автомобилей, зарегистрированных за пределами Москвы и Московской области, никуда не делись, в чем он лично убедился.

«Соответствующая процедура по-прежнему крайне затруднительна с технической точки зрения. Несмотря на неоднократные заверения со стороны должностных лиц Центрального Банка Российской Федерации и Российского союза автостраховщиков в том, что принимаются все необходимые меры по урегулированию данного вопроса, актуальность проблемы сохраняется», — пишет Нилов.

Депутат отмечает, что провести эксперимент по оформлению электронного полиса его вынудили многочисленные жалобы граждан на сложности, с которыми они сталкиваются. Его попытки показали, что если автомобиль не зарегистрирован в Москве или в Московской области, оформить e-ОСАГО крайне затруднительно, а ведь полис для автомобилистов — необходимый документ! Таким образом многие сталкиваются с неразрешимой проблемой — без полиса ездить нельзя, а оформить его очень сложно.

Поэтому Нилов предложил в апреле провести прямо в здании Госдумы, на площадках Центрального Банка или Российского союза автостраховщиков эксперимент. На нем обязательно должны присутствовать официальные лица Центрального Банка как регулятора, представители Российского союза автостраховщиков и средств массовой информации. Для чистоты эксперимента следует в онлайн-режиме получить полис ОСАГО на транспортное средство, зарегистрированное за пределами Москвы или Московской области. При этом страховые компании должны быть выбраны случайно, чтобы их заблаговременно не предупредили об участии в эксперименте, и они не должны знать точную дату его проведения.

Только так, по мнению депутата, удастся наглядно убедиться, что проблема остается, и нужно продолжать наводить порядок в данной сфере.

  • Представители страховых компаний утверждают, что при оформлении электронного полиса происходит масса мошеннических действий, и предложили усложнить процедуру. В частности, страхователем должен выступать исключительно собственник транспортного средства, а все данные следует вбивать вручную, а не загружать копии документов.
  • В феврале РСА опубликовал очередной рейтинг токсичных регионов России, то есть мест, где больше всего случаев мошенничества и где этот вид страхования особо убыточен.

Фото: Depositphotos

Страховая заплатит в любом случае: порядок возмещения ущерба при ДТП хотят изменить

ЛДПР предлагает изменить порядок возмещения ущерба при ДТП. Такой законопроект внесли в Госдуму депутаты фракции ЛДПР. Суть инициативы пояснил один из ее авторов — Ярослав Нилов. Столкнулись два автомобиля — у пострадавшего есть полис ОСАГО, а у виновного нет или он просрочен. И тогда пострадавший, а между прочим, он законопослушный гражданин, обязан сам собирать документы, бегать по судам, нести судебные расходы, чтобы стребовать с виновника возмещение ущерба. Согласно закону, в этом случае страховщик потерпевшего не обязан возмещать ему ущерб. Это ситуация в корне неверная и несправедливая, считает депутат.

«Получается, потерпевший остается заложником недобросовестности виновного лица и вынужден самостоятельно нести бремя по взысканию с него причиненного вреда в судебном порядке, что подтверждается правовой позицией Верховного суда РФ», — подчеркнул Ярослав Нилов.

Предложенный депутатами законопроект обязывает страховую компанию возмещать потерпевшему, застраховавшему в ней гражданскую ответственность, ущерб вне зависимости от наличия действующего страхового полиса у виновного лица. То есть нужно переложить на страховщика все бремя ответственности, ведь их клиент заключил договор страхования, и не его вина, что виновник оказался недобросовестным автовладельцем. Выплатив ущерб, страховая компания уже потом сама будет разбираться с виновником, участвовать в судах и требовать с него возмещение. Депутаты полагают, что для этого у страховщиков есть необходимые кадры и ресурсы. И эта поправка вполне в русле декларируемых целей ОСАГО.

  • Напомним, что 1 сентября должны были расширить тарифный коридор ОСАГО, но потом процесс притормозили, так как Банк России решил провести дополнительные исследования целесообразности этого шага.
  • Российский союз автостраховщиков собирался предложить нововведение — использовать при ремонте бывшие в употреблении запчасти без согласования с автовладельцем. Многие машины сильно изношены, использовать при ремонте таких автомобилей новые запчасти просто невыгодно страховым компаниям. Но потом обсуждение этой темы сошло на нет.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС