Архив за Статьи

Рост цен на бензин: россияне нашли виновных

Опрос проводился ВЦИОМ 27–28 мая по телефону, в нем приняли участие около двух тысяч человек старше 18 лет.

Итак, по мнению более половины россиян (66%), одна из причин роста цен на бензин — экономическая политика российских властей. Еще 21% назвали внешние факторы. Виноваты же в росте цен нефтяники (46%) и правительство (40%), следом идут владельцы АЗС (19%), а на четвертом месте по степени вины оказался лично президент России Владимир Путин (12%). Еще 10% россиян возлагают вину на западные страны с их санкциями, а 9% — на Государственную думу и Совет Федерации (можно было выбрать два варианта ответа).

«Рост цен — одна из самых резонансных для населения экономических проблем. Причина — во всеобъемлющем характере последствий. Остроту проблеме придает извечный вопрос россиян: почему цены на бензин в России растут и тогда, когда стоимость нефти падает, и тогда, когда она растет», — цитирует РБК, который познакомился с отчетом, слова руководителя практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаила Мамонова.

Более половины опрошенных (64%) отметили значительный рост цен на бензин в последние два месяца, а среди автовладельцев эта доля составляет 79%. Интересно, что нашелся целый процент россиян, который заметил незначительное снижение стоимости топлива.

Около 83% опрошенных посчитали, что рост цен на топливо ухудшит их материальное положение. Более 50% водителей считают, что из-за увеличившихся затрат на заправку автомобиля у них могут возникнуть серьезные финансовые трудности.

  • Глава «Роснефти» Игорь Сечин предсказал, что через несколько лет цены на топливо в России сравняются с общемировыми.
  • С 1 июня акцизы на бензин и дизтопливо снижены. Но нефтяники пообещали сдерживать цены лишь месяц.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Путин о росте цен на бензин: То, что сейчас происходит, недопустимо!

К президенту обратился водитель большегруза Алексей Караваев из Санкт-Петербурга. Он посетовал на то, что цена литра топлива выросла до 45 рублей, и напомнил, что 18 марта народ оказал ему доверие, которое он должен оправдать.

Владимир Путин признал, что рост цен на бензин, который наблюдается в последнее время, недопустим. Это результат неточного регулирования в сфере энергоресурсов, отметил президент. Правительство осуществило так называемый налоговый маневр, который в итоге привел к стимулированию вывоза на экспорт нефтепродуктов. Потом цены на нефть поднялись, и нефтяники посчитали, что то, что им приходится продавать топливо на внутреннем рынке по прежним ценам, приводит к упущенной выгоде. Вот они и стали цены задирать.

Но также президент обратил внимание собеседника, что правительство уже приняло ряд мер для решения данной проблемы. С 1 июня снижены акцизы на топливо, решено и в дальнейшем не проводить планового повышения акцизов, а к осени этого года будут введены дополнительные меры по стабилизации ситуации на рынке. Какие именно, президент уточнять не стал, а призвал к ответу министра энергетики Александра Новака.

Тот подтвердил, что в мае наблюдался рекордный скачок цен на топливо — плюс 5,6% к ценам апреля. Однако, по словам министра, с ситуацией удалось справиться, срочные фискальные меры уже оказали свое влияние — с 30 мая цены перестали расти. Сейчас топлива на внутреннем рынке достаточно как для обеспечения текущих потребностей, так и для посевной кампании. В качестве «стимулирующей» меры, для того чтобы нефтяники не нарушали своих обязательств по сдерживанию цен, правительство подготовило законопроект о возможности повышения экспортной пошлины на поставку нефтепродуктов за рубеж.

По словам Владимира Путина, это не стимул, а скорее «угроза», и выразил надежду, что такой ограничительный инструмент не понадобится.

Обратились за разъяснениями и к профильному вице-премьеру Дмитрию Козаку, который сказал, что с нефтяниками достигнута договоренность, и сейчас увеличены поставки на внутренний рынок бензина и дизтоплива, что также оказывает благотворное влияние на цены. Он тоже пригрозил нефтяникам повышением экспортных пошлин на нефтепродукты, если они не одумаются.

В результате пришли к выводу, что правительство будет строго следить за ситуацией на топливном рынке, и если цены продолжат расти, у правительства к тому времени уже будет оперативный инструмент в виде возможности повышения экспортной пошлины.

  • В нескольких регионах прошли протестные акции в связи с резким ростом цен на бензин и дизельное топливо. В результате акцизы на нефтепродукты снизили на месяц раньше, чем планировали изначально.
  • Увеличение экспортных пошлин, с тем чтобы больше топлива поступало на внутренний рынок, прозвали «методом Сечина», к этой мере он прибегал в 2011 году, когда занимал пост вице-премьера.

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Путин: нефтяники ничего не теряют на стабилизации цен на топливо

Вопрос роста цен на топливо в России по-прежнему стоит остро, даже после майских договоренностей правительства и нефтяников о снижении акцизов на 3000 руб. за тонну на бензин и 2000 руб. за тонну на дизтопливо.

Обсуждался этот вопрос и на совещании президента России с членами правительства. Путин напомнил вице-премьеру Дмитрию Козаку (курирует нефтяную отрасль) о предложениях обязать нефтяников определенные объемы направлять на НПЗ с последующей обязательной продажей на внутреннем рынке. Об этом говорится в стенограмме заседания, опубликованной на сайте Кремля.

Дмитрий Козак вспомнил, а потом заявил, что сегодня от продажи топлива на внутреннем рынке нефтяники теряют один миллиард рублей недополученной выгоды.

«Ничего не теряют, это недополученный доход просто», — осек его Владимир Путин.

При этом Владимир Путин уточнил, требуется ли законодательная норма о том, чтобы обязать нефтяников направлять нефть на НПЗ и продавать на внутреннем рынке. Козак ответил отрицательно.

Вопрос цен на топливо будет еще раз обсуждаться на правительственной комиссии. Это связано с ценами на ГСМ для сельхозпроизводителей.

  • Напомним, с апреля в России стремительно дорожает топливо, и чтобы это прекратить, правительство с 1 июня снизило акцизы на бензин и солярку и заключило соглашение с нефтяниками о заморозке цен. Иначе их ждет повышение экспортных пошлин на нефтепродукты, причем вырасти они могут на 90%.
  • О том, что такой инструмент готовится, стало известно в ходе «Прямой линии» с президентом. Но этот «кнут» приберегли на крайний случай, если нефтяники нарушат договор с правительством и если торговля топливом станет невыгодной для независимых компаний.
  • Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, масла и товарный бензин составляет 30% от ставки пошлины на нефть, экспортная пошлина на прямогонный бензин — 55% от ставки пошлины на нефть. Правительственный законопроект предполагает повышение экспортной пошлины на моторное топливо вплоть до уравнивания ее с экспортной пошлиной на нефть.

Фото: Администрация президента России

Покупатели не интересуются автомобилями на газе. И дизельгейт их не пугает. Исследование

Сжиженный нефтяной газ или природный — газовая промышленность в течение многих лет пытается продвигать их в качестве альтернативных видов топлива для автомобилей, — но до сих пор все потуги оказывались напрасными. Дизельгейт заставил многих автолюбителей осмотреться по сторонам и поискать замену дизтопливу. Только в Германии регистрации дизельных легковых автомобилей снизились в течение первых пяти месяцев с начала года более чем на 20%. Большинство клиентов переходят на бензиновые автомобили, также растет решимость пересесть на электрические или гибридные машины. Казалось бы, для использования газомоторной техники сложились благоприятные обстоятельства. Однако в общей сложности более 95% вновь зарегистрированных легковых автомобилей работают на бензине или дизтопливе, такие данные приводит Федеральное управление автотранспортными средствами Германии.

Напомним, сегодня для использования в автотранспорте доступны два вида газа: сжиженный нефтяной (ГСН) и сжатый природный (КПГ). Сжиженный газ состоит из смеси пропана и бутана, а второй вариант — это метан.

Сжиженный газ более распространен, он отличается высоким октановым числом, то есть его детонационная стойкость выше, чем у любого бензина. Кроме того, скорость горения газа значительно ниже скорости горения паров бензина, что снижает нагрузки на двигатель.

Сжатый газ — это метан, который сохраняет газообразное состояние практически при любых температурных условиях, то есть перевести его в сжиженное состояние крайне трудно. Для хранения его закачивают в баллон в сильно сжатом виде.

В Германии сжиженным газом торгуют около 7100 заправочных станций, их почти вдвое меньше, чем бензиновых. Несмотря на налоговые преимущества и компенсации около половины расходов на топливо, в Германии только около 420 тысяч автомобилистов предпочитают ездить на этом виде топлива, причем с 2013 года наблюдается тенденция к снижению. То есть всего 0,9% из более чем 46 миллионов автомобилей в Германии! По данным Немецкой ассоциации сжиженного нефтяного газа (DVFG), продажи сжиженного газа в прошлом году упали на 6,8%.

Автомобилей на метане (сжатом газе) в Германии всего 75 тысяч. Несмотря на многолетние усилия, сеть автозаправочных станций представлена лишь 900 АЗС, и выбор моделей автомобилей, работающих на этом виде топлива, весьма скуден. Совместно с промышленными партнерами VW Group приступила к реализации инициативы по достижению показателя — миллиона транспортных средств на природном газе в стране к 2025 году и появлению 2000 газозаправочных станций. Но будет ли он достигнут — в этом есть сомнения. «Основная проблема газа: как бензин, который делается из нефти, это добываемое топливо», — сказал Райнер Вик из информационной службы EID по энергетике в Гамбурге. Сейчас политика властей страны направлена на достижение электрической мобильности, это считается верным направлением в борьбе за экологию. Однако электромобили пока очень несовершенны, и понадобится еще немало времени, чтобы они по популярности превзошли бензиновые. Экологи ратуют за увеличение производства синтетических (зеленых) видов топлив, но, несмотря на разговоры, это производство все еще в зачаточном состоянии, и развиваться оно начнет не ранее 2050 года. Так что, нефтяники могут рассчитывать еще на десятилетия гарантированных продаж бензина и дизельного топлива.

  • А в России президент Владимир Путин дал другую установку — переходить на сжатый газ, благо его в стране много. А польза электрических автомобилей сильно преувеличена, считает наш президент.
  • Автомобили на биотопливе или электрокары, по какому пути двигаться? Автопрому пора определиться, развивать оба направления слишком накладно, полагают эксперты.

Фото: Depositphotos

На 76% АЗС в России недоливают топливо. Необычное исследование

Федерация автовладельцев России в режиме «тайного покупателя» исследовала недолив топлива на АЗС, а заодно проверила, насколько качество топлива соответствует техрегламенту ТС. Использовался специально оборудованный автомобиль, с помощью него определяли количество фактически приобретенного топлива и сравнивали с заявленным, а потом выборочно проверяли его качество в лабораторных условиях.

На предмет недолива Аи-92 и Аи-95 исследовали 34 автозаправочные станции в 13 субъектах РФ. Среди них 5 вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), 21 федеральная и региональная сети и 8 мелкосетевых и частных АЗС.

«Согласно нашему методу, за недолив принималось расхождение более 1% между оплаченным и фактически полученным топливом. В результате недолив выявлен на 76% АЗС. Недолив среди ВИНКов составил 20% (недолив 1,63% — на уровне погрешности). Недолив среди федеральных и крупных региональных сетей составил 81% (средний недолив 4,97%, max 19,03%). Недолив среди мелкосетевых и частных АЗС составил 100% (средний недолив 5,66%, max 8,03%)», — говорится в отчете ФАР.

Вывод следующий: в среднем на АЗС не доливают 5,05% топлива, а это по сути деньги, которые плюсуются к стоимости уже оплаченного бензина. То есть владельцы автозаправок залезают в наши кошельки. Кроме того, это еще и недобросовестная конкуренция, нечестные участники рынка фактически продают топливо по более высокой рыночной цене. В пример приводится заправка в Краснодарском крае, где АИ-95 продавали по 44,70 руб./л, не доливая порядка 19,03%, то есть фактически цена топлива составила все 55,21 руб. за литр.

Попутно выяснилось, что на ряде АЗС топливо не соответствует техрегламенту транспортных средств.

Всему виной экономические причины, подчеркивают в ФАР: если оптовая цена выше розничной, то покрыть разницу на АЗС могут лишь ухудшением качества топлива либо взимая плату еще и «за воздух».

В ФАР пока не могут озвучить названия АЗС, где выявленные нарушения были особенно вопиющими, так как метод проверки еще не аттестован и это грозило бы судебными разбирательствами. Однако они над этим работают и обещают скоро предоставить более полный отчет.

  • Недавно специалисты ФОМ выяснили, что думают простые россияне о росте цен на топливо, как это отражается на их настроении и планах.
  • А в Объединенных Арабских Эмиратах решили брать деньги за услуги заправщика, причем не в качестве чаевых, а введя фиксированную плату. Правда, остается возможность заправляться самостоятельно.

Фото: Depositphotos

На недолив топлива на АЗС отреагировали заправщики и власти. Грядут проверки!

Напомним, с чего все началось: Федерация автовладельцев России (ФАР) провела рейд по нескольким автозаправочным станциям в различных регионах по своей оригинальной методике. Проверка показала, что бензин автовладельцам недоливают, и особо этим грешат мелкосетевые и частные АЗС. В среднем недолив составляет до 5%, и в результате покупатели платят за бензин больше, чем заявлено, ведь вместе с бензином они оплачивают еще и «воздух». Попутно выяснилось, что на ряде АЗС топливо не соответствует техрегламенту транспортных средств. В двух топливных союзах признали, что проблема с недоливом существует, но с ней борются.

Отреагировали на исследование ФАР в Совете Федерации и Госдуме. Первый зампред комитета Совфеда по экономической политике Алексей Майоров предположил, что выявленные проблемы связаны с низким контролем за хозяевами бензозаправочных станций и сотрудниками. Следует навести порядок, провести контрольные закупки и серьезно штрафовать мошенников, а если обман потребителей носит систематический характер, привлекать и к уголовной ответственности. В Госдуме также считают, что нужно разбираться.

Начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин понимает, почему это происходит: владельцы автозаправочных станций пытаются покрыть убытки от разбалансированности оптовых и розничных цен, и предложил Роспотребнадзору принять меры. Он также полагает, что рассуждать о недоливе можно лишь ориентируясь на результаты проверок уполномоченных государственных органов, а не на данные Федерации автовладельцев России.

Роскачество и Росстандарт намерены этим летом провести проверку бензина на автозаправочных станциях. Их будут проверять на недолив, а также фальсификацию бензина, соответствие заявленному октановому числу, наличие присадок — всего по 30 параметрам. В ведомствах полагают, что основными источниками фальсификата являются базы нефтепродуктообеспечения, осуществляющие отгрузку топлива в розницу. Там происходит смешение разных партий топлива и доведение его до более высоких показателей с помощью присадок. Это и предстоит выяснить Роскачеству и Росстандарту. В свою очередь, Росаккредитации проведет проверку на профессионализм и оснащенность лабораторий, аккредитованных на исследования бензина.

Независимый топливный союз сомневается в методике ФАР и даже думает судиться с этой организацией. Проблема недолива топлива действительно существует, но она не настолько масштабная, как преподносят в ФАР. Во-первых, эксперты федерации проводили мониторинг 34 АЗС в 13 регионах, между тем в стране порядка 25 тысяч заправок в 85 регионах, и вот так огульно обвинять всех нельзя. Ошибку выборки исследования ФАР Топливный союз оценивает в 16,8%, кроме того, несовершенна технология, по которой проводилось исследование. Бензин сначала наливали в канистру в багажнике, а оттуда переливали в мерное устройство. Это измерение неточное — часть бензина испаряется, возможны утечки при переливании, погрешность при таком исследовании может составить до 10%.

Президент Российского топливного союза (представляет ряд сетей независимых АЗС) Евгений Аркуша также не исключил возможность недолива топлива и считает, что это вызвано убыточностью всех АЗС в России — как независимых, так и принадлежащих вертикально-интегрированным нефтяным компаниям (ВИНКам). Это толкает владельцев АЗС на противоправные действия. Бороться с недоливом, а также некачественной и поддельной продукцией можно только при нормальном ценообразовании по топливу в стране. А когда возникает нездоровая ситуация, когда оптовые цены приближаются к розничным, у владельцев АЗС возникает соблазн совершать противоправные действия.

  • Что думают простые россияне о росте цен на топливо, недавно выяснили специалисты ФОМ.
  • Один из первых вопросов, которые задали президенту в ходе «Прямой линии», касался стремительного роста цен на бензин, который наблюдали в мае и первой половине июня. Тогда руководители заинтересованных ведомств рассказали, как собираются сдерживать цены.

Фото: Depositphotos

Путин загнал нефтяников в рамки: цены на топливо не будут расти. Пока не будут

Весенний кризис на топливном рынке, который привел к резкому скачку цен на бензин и дизтопливо, заставил российские власти не только перенести повышение акцизов на топливо, но и найти способ давления на нефтяные компании, которые предпочитают экспортировать нефтепродукты, а не продавать их на внутреннем рынке.

На портале правовой информации опубликован закон, позволяющий повышать пошлины на вывоз нефтепродуктов. Предельная ставка установлена на уровне 90%, то есть фактически является запретительной. Закон довольно быстро прошел все необходимые процедуры: в начале июля его внесли на рассмотрение Госдумы, а уже 13 июля он был одобрен Советом Федерации.

Увеличивать экспортную пошлину сможет правительство на свое усмотрение: сегодня для бензина она составляет 30% от ставки пошлины на нефть. В случае, если на внутреннем рынке возникнет дефицит топлива из-за того, что компании отправляют его на экспорт, пошлина может вырасти до таких размеров, что прибыль нефтяников будет сведена практически к нулю.

Правда, право такое правительство будет иметь лишь до конца этого года. Это легко объясняется: с 1 января 2019 года вновь повышаются акцизы на бензин и дизтопливо, которые после январского повышения составляют 3000 руб. за тонну бензина и 2000 руб. за тонну солярки.

Министерства и ведомства же сейчас заняты другим вопросом, также связанным с топливом: недоливом. Бурную деятельность развернули Росстандарт, Роскачество и даже МВД. Первые летом обещают провести мониторинг качества и недолива на российских АЗС, а полиция совершает контрольные закупки с целью выявления нарушений на заправках.

  • Росстандарт готовит поправки в законодательство, которые позволят ему выявлять недолив топлива и вводить оборотные штрафы против владельцев АЗС.
  • Большинство россиян считают, что к росту цен на топливо привела недальновидная экономическая политика властей.

Фото: Артем Коротаев/ТАСС, depositphotos

Где бензин дешевле всего? Рейтинг стран. Спойлер — не в России

Россия попала в первую десятку стран с самым доступным топливом. Правда, рейтинг рассчитывался по состоянию на 16 апреля этого года, когда топливный кризис в России только набирал обороты.

Самое дешевое топливо по-прежнему в Венесуэле: из-за государственного субсидирования литр АИ-95 здесь стоит меньше одного цента. Впрочем, составители рейтинга из агентства Bloomberg не учитывали тот факт, что из-за гигантской инфляции купить в этой стране топливо по данной цене практически невозможно: на всех АЗС длинные очереди, а топливо отпускается в ограниченных объемах.

На втором месте находится Иран с ценой в 28 центов за литр. На третьем — Кувейт, где бензин на АЗС стоит 35 центов. Россия замыкает первую десятку стран с показателем в 72 цента за литр АИ-95. Впереди нашей страны ОАЭ, Индонезия, Малайзия, Саудовская Аравия, Египет и Нигерия.

Расстраиваться пока рано: например, самое дорогое топливо продают в Гонконге, здесь литр бензина стоит 2,09 доллара, следом идут Норвегия (2,02 доллара) и Нидерланды (1,93 доллара за литр АИ-95).

  • Несмотря на все заверения нефтяников, в июне цены на бензин в России продолжили свой рост.
  • До конца года резких колебаний цен не будет из-за принятого закона о возможности введения запретительных пошлин на экспорт топлива.
  • Нефтяники прогнозируют, что через шесть лет цена топлива в России приблизится к европейской.

Фото: depositphotos.com

В правительстве рассказали о штрафах за недолив топлива

Итак, согласно законопроекту, штраф за недолив бензина на АЗС в России составит 1% от выручки АЗС за предыдущий год, но не менее 500 тыс. рублей, а за повторное нарушение — уже 3%, но не менее 2 млн рублей. Об этом министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров сообщил в интервью «Комсомольской правде». Ранее руководитель Росстандарта Алексей Абрамов предупреждал, что оборотные штрафы могут стать наказанием за недолив топлива на заправках.

Между тем глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что ситуация с недоливом топлива с каждым годом улучшается: так, если в 2015 году было зафиксировано примерно 20% таких нарушений, то по итогам прошлого года — уже 11,5%, а в первом полугодии 2018 года — 9,4%.Оборотные штрафы действуют и сейчас, просто их хотят ужесточить. Росстандарт проводит постоянные проверки АЗС: с января по май пятьдесят АЗС были оштрафованы за нарушение физико-химических характеристик топлива, с них взыскано 28,5 млн рублей. В среднем штраф составляет 500 тыс. рублей, что в 10 раз больше, чем в 2017 году.

Также министр отметил, что будет усилено внимание к АЗС, готовятся изменения в закон о защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля. Это даст возможность почаще проводить внеплановые проверки.

  • Напомним, с чего все началось: Федерация автовладельцев России провела выборочную проверку ряда АЗС и обнаружила, что на 75% автозаправок недоливают топливо. Общественность возмутилась, и профильные ведомства взялись за проверки.
  • Мы поинтересовались у наших читателей, встречались ли они с этим явлением? Обратили внимание на недолив 58,5% респондентов, а 37% ответили, что никогда такого не замечали.
  • Федерацию автовладельцев обвинили в том, что ее мониторинг был проведен некорректно, и за дело взялось МВД, инициировав свою собственную проверку. Из 400 тайных закупок, проведенных ведомством, было выявлено 60 нарушений.

Фото: Светлана Холявчук/ТАСС

Цены на бензин могут поднять! Хотя обещают, что резкого скачка не будет

Вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве вопросы топливно-энергетического комплекса, заявил, что сейчас договор между правительством и нефтяными компаниями по сдерживанию роста цен на топливо в целом соблюдается, хотя цены на дизтопливо на АЗС все же на несколько копеек подросли.

«Все решения, которые принимались по регулированию топливного рынка в текущем году и на ближайшие шесть лет (связанные с завершением налогового маневра), предусматривают необходимые инструменты воздействия на рынок нефтепродуктов для того, чтобы удержать цены на розничных рынках, скажем так, „в районе“ инфляции», — рассказал он в интервью РБК.

При этом решение по акцизам уже принято, их поднимут с 1 января 2019 года, хотя это должно было произойти еще с 1 июля. То есть акцизы на бензин увеличат на 3,7 тыс., а на дизтопливо — на 2,7 тыс. руб. за тонну. Одновременно с понижением таможенных пошлин и повышением налога на добычу полезных ископаемых предусматривается отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих предприятий, который должен выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо.

Если же на нефтяников это не подействует и цены продолжат расти, то в арсенале правительства остается такой инструмент, как введение экспортной пошлины и на нефть, и на нефтепродукты. Компании это знают, поэтому резкого скачка цен не будет, заверил Дмитрий Козак. По крайней мере, правительство применит все рычаги воздействия на нефтяные компании, чтобы этого не произошло.

  • Цены на топливо в стране могут существенно разниться. Где в России самое дорогое и где самое дешевое топливо, выясняли аналитики рынка.
  • О специальном демпфирующем отрицательном акцизе, который сдержит рост цен на топливо, ранее рассказал замминистра энергетики Павел Сорокин. То есть государство будет доплачивать компаниям, чтобы удержать цены на внутреннем рынке.
  • Для того чтобы договориться с нефтяниками, вице-премьер Дмитрий Козак провел ряд закрытых совещаний, где в конце концов пришли к соглашению, что рост будут сдерживать искусственно.

Фото: ТАСС